Загрузка...

Чтобы поддержать наш ресурс
разместите на своём сайте,
блоге или в профиле


блок новостей



баннер



кнопку

Просмотр


"Родину не нужно любить, за Родину нужно погибать!". Владимир Маслов
 Приветствуем Гость ваш статус "Гости" Вход  Выход  RSS 18+
 О сайте Связь Помощь Правообладателям Реклама

Doskado Документальное кино онлайн


Внимание! Раздел закрыт

Теперь тексты публикуются на Свалке новостей и мыслей



Артавазд Пелешян. Фильмография, биография


Артавазд Ашотович Пелешян

Артавазд Ашотович Пелешян - советский и армянский кинорежиссёр-документалист. Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1979). 

Биография

Артавазд (Артур) Пелешян родился 22 февраля 1938 года в городе Ленинакан Армянской ССР (ныне Гюмри). В 1963—1968 учился на режиссёрском факультете ВГИК. 

Творчество

Уже первые же поставленные им короткометражные фильмы Горный патруль, Земля людей и Начало принесли ему не просто известность, но славу: им давали призы, специалисты обсуждали его уникальный монтаж, игравший важную роль, поскольку нередко большая часть фильмов Пелешяна сделана на архивном материале. Его монтаж, вызывал в памяти стихи, а не привычную структуру и ритмику документального кино. По словам режиссера, интересом к законам киноязыка он был обязан своему учителю Леониду Кристи. Хотя ранние работы Пелешяна чем-то напоминают фильмы С.Эйзенштейна и Д.Вертова, однако и киноведы, и зрители практически сразу же почувствовали в чем отличие: то, что казалось сходством, было чисто внешним, а по сути, они были диаметрально противоположны друг другу, в них использованы принципиально разные кинематографические средства.

В 1969 вышел в свет фильм Мы (по названию поэмы одного армянского поэта, которое встречалось в дневниках Вертова), построенный на энергичной, стремительной музыке Арама Хачатуряна. Он сразу стал популярным.

Его произведения о вечном, все – через человека – о человечестве. «Когда я называл фильм Мы, я имел в виду армянский народ, но и он лишь часть куда большего Мы», – утверждал автор. И так продолжалось в любой работе, будь то Осенняя пастораль, Времена года, Наш век, Жизнь. Когда его спросили, о чем фильм Времена года, Пелешян ответил: обо всем, не только о временах года или о людях, но обо всем. Режиссер Л.Гуревич говорил о нем: «Высокопочитаемый и любимый мною мастер, Артавазд Пелешян, в жизни молчалив, горд, склонен к самоуглубленности, к одиночеству. И его фильмы полны этой мощной самодостаточности, эпического самостояния, ими правят идеи, но не персоны, не личности».

Пелешян вошел в историю кино не только как практик изобретенного им метода, который он назвал «дистанционным монтажом», но и как теоретик, продвинувший развитие теории монтажа, начатое Вертовым и Эйзенштейном. Это открытие и позволило ему делать, по образному выражению Сергея Муратова, «кино в степени кино».

По словам Пелешяна, в отличие от принципов монтажа Вертова и Эйзенштейна, которые связывали и обыгрывали «смежные кадры», что порождало у зрителя различные ассоциации и символы, он предпочитал ставить необходимые кадры не рядом, а далеко друг от друга. При этом, утверждал режиссер, «на дистанции» эти кадры, сопровожденные звуком, функционировали не только лучше, но и сильнее воздействовали на зрителя.

Так в фильме Мы первый опорный элемент дистанционного монтажа, лицо девочки, появлялся в самом начале картины. При этом включалась музыка и шла пауза на затемнении, весь фрагмент передавал ощущение задумчивости и тревоги. Во второй раз лицо девочки появлялось лишь через пятьсот метров пленки, оно сопровождалось тем же звуковым аккордом. И в самом конце фильма в третий раз появлялся этот опорный элемент монтажа, то уже лишь в виде звукового аккорда: зритель видел уже не лицо девочки, а людей, вышедших на балкон, и в этот момент звучал все тот же симфонический аккорд. Такой монтаж поддерживал общую возможность дистанционного, отделенного по времени и протяженности фильма воздействия на зрителя. Основные опорные элементы монтажа конденсировали выражение темы, но будучи связанными дистанционно, помогали смысловому развитию даже тех кадров, с которыми у них не было прямого и непосредственного контакта.

Четко выстраивая теоретическую базу, режиссер шел от чувства. Он утверждал, что свойство художника – не следовать сформулированным принципам, а наоборот: на материале уже созданного произведения искусства понимать, каким образом оно получилось таким, а не иным. Пелешян утверждал, что открыл новые возможности в природе самого кино, что они жили и живут в сущности кинематографа как такового, он же только реализовал их на пленке.

Теоретики кино называют его метод дистанционного монтажа еще и «интуитивно-духовным», мотивируя определение тем, что от зрителей он требует такого же душевного усилия при восприятии, как и от его автора. По следам Пелешяна пытается идти популярный Годфри Реджио. 

Однако фильмы Пелешяна трудно увидеть. Их представляют в ретроспективах кинофестивалей, но по телевидению показывают редко, а на большом экране – практически никогда. Режиссер, которого называют классиком, последний фильм с трагическим названием Конец сделал в 1993. С тех пор – молчание. Чем оно вызвано? Ответить можно словами кинокритика Людмилы Донец: тут «угадывается или придумывается какая-то закономерность. Времена социальных переворотов и сломов – не времена Пелешяна. Он – „вечности заложник". Интенсивность эстетической структуры его фильмов такова, что они представляют огромное силовое поле, словно эта пленка весит больше обычной и разматывается не по горизонтали, а по вертикали – в глубину и в высоту». Автор книги Мое кино.

Его поиски поэтического эффекта в строго документальном кино сближают с аналогичными устремлениями Й. ван дер Кёйкена. 

Автор ряда теоретических работ о кино, которые переведены на многие языки. Они собраны в знаменитой книге «Моё кино», ставшей новым шагом в развитии кинотеории. «Времена года» (1975) — его наиболее известная лента.

Цитаты

«…ещё в семидесятые, Пелешян уже воспринимался как классик мирового кинематографа.» (Олег Аронсон)

«Пелешян один из немногих режиссёров, а может, и единственный, кому удалось выявить в монтаже этическое измерение.» (Олег Аронсон)

«Один из немногих подлинных киногениев». (Сергей Параджанов)

 «Мой идол в кино – Артавазд Пелешян, армянский документалист, гений. Если я произвожу искры, то он – шаровые молнии». (Годфри Реджио)

Теоретические работы

Дистанционный монтаж // Вопросы киноискусства. Вып. 15. М., 1974
Мое кино. — Ереван: Советакан Грох, 1988

Признание

Гран-при МКФ в Оберхаузене (1970, за фильм «Мы»)
Государственная премия Армянской ССР (1985, за фильм «Наш век»)
первая премия Союза кинематографистов СССР (1987
«За теоретические и литературные работы, вошедшие в книгу „Мое кино" и отражающие уникальный творческий опыт развития кинематографической мысли»).
Заслуженный деятель искусств Армении (1979).
Заслуженный деятель искусств России (1995).
Орден Святой Месроп Маштоц (1996)
премия «Лавр» (2003).
Премия им. Сергея Параджанова Ереванского кинофестиваля «Золотой абрикос» «за вклад в мировой кинематограф» (2006)

Фильмография (онлайн смотреть тут)

Горный орел (1964)
Горный патруль (1964)
Белый конь (1965)
Земля людей (1966)
Земля и воля (1966)
Начало (1967)
Мечта (1968)
Мы (1969)
Обитатели (1970)
Осенняя пастораль (1971)
Времена года (1975)
Наш век (1982)
Бог в России (1984)
Краски осеннего рынка (1985)
Жизнь (1992–1993)
Конец (1993)

Фильмы о Артавазде Пелешяне 

Мой двадцатый век
Артавазд Пелешян (2008)
Пелешян. Кино. Жизнь (2008)
Молчание Пелешяна (2011)

Составил Владимир Маслов

Добавил: doskado | Дата: 24.07.2012 | Читало: 832
 
 
Всего комментариев: 0
avatar

                                                                                        

                                                                    www.doskado.ucoz.ru www.doskado.ucoz.ru

                                                                    Мы настоятельно рекомендуем, при просмотре страниц сайта не использовать браузер
                                                                     Internet Explorer